ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГИМНАЗИИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
Само слово «гимназия» восходит к древнегреческому «γυμνάζω», то есть «упражняться». Первоначально так называли места для физических тренировок, а в конце 400-х годов нашей эры этим же словом стали именовать образовательные учреждения, в которых вели беседы ученые Древней Эллады. В виде, более близком к современному, гимназии появились в Европе XV-XVI веков в качестве школ, готовивших будущих студентов университетов. Постепенно таких учебных заведений становилось все больше, и к началу XX столетия они уже были распространены в Германии, Швейцарии, Голландии, Австро-Венгрии и других государствах, включая Россию.

На территории нашей страны с 1804 по 1918 гг. гимназии были сначала основными, а затем одними из основных видов учреждений среднего общего образования наряду с так называемыми реальными училищами. После Октябрьской революции гимназии упразднили, но с распадом СССР они вновь стали появляться и существуют по сей день.

Юридический статус гимназий в РФ
Первый после развала Советского Союза закон об образовании вступил в силу 10 июля 1992 года. В нем была представлена разветвленная типология учебных заведений. Так, наряду с обычными средними школами, тоже, кстати, имевшими свои подвиды, в перечне появились и гимназии, которые отличались следующими особенностями:
- имели преимущественно гуманитарную направленность;
- предлагали расширенную программу – дополнительные предметы (в том числе нередко 2 иностранных языка), углубленное изучение отдельных дисциплин;
- использовали современные, в том числе экспериментальные педагогические методики;
- обладали развитой материально-технической базой;
- как правило, проводили серьезный конкурсный отбор поступающих, то есть всех подряд в классы не брали;
- особые требования предъявлялись к педагогическому коллективу – на работу принимались учителя исключительно высшей категории, но и зарплаты в гимназиях были выше, чем в общеобразовательных школах.
Естественно, все эти различия существовали не только на словах: видовая принадлежность учебного заведения отмечалась в учредительных документах, и к гимназиям предъявлялись особые требования со стороны контролирующих органов. Чтобы получить новый элитный статус, школа должна была пройти серьезную проверку. Ей подвергались и ученики, и преподаватели, и программы, и материально-техническая база. Невзирая на сложность этой бюрократической процедуры, многие школы при возможности стремились через нее пройти, поскольку для них она была равносильна серьезной качественной трансформации. Менялось отношение к учебному заведению со стороны муниципальных властей, росла и его популярность среди местного населения. Понимая преимущества гимназий, родители стремились отдавать детей именно туда, и конкурс в обновленные школы подчас становился таким же высоким, как в престижные вузы.
- особые требования предъявлялись к педагогическому коллективу – на работу принимались учителя исключительно высшей категории, но и зарплаты в гимназиях были выше, чем в общеобразовательных школах.
Естественно, все эти различия существовали не только на словах: видовая принадлежность учебного заведения отмечалась в учредительных документах, и к гимназиям предъявлялись особые требования со стороны контролирующих органов. Чтобы получить новый элитный статус, школа должна была пройти серьезную проверку. Ей подвергались и ученики, и преподаватели, и программы, и материально-техническая база. Невзирая на сложность этой бюрократической процедуры, многие школы при возможности стремились через нее пройти, поскольку для них она была равносильна серьезной качественной трансформации. Менялось отношение к учебному заведению со стороны муниципальных властей, росла и его популярность среди местного населения. Понимая преимущества гимназий, родители стремились отдавать детей именно туда, и конкурс в обновленные школы подчас становился таким же высоким, как в престижные вузы.
Наши дни
В конце декабря 2012 года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», действующий по сей день. Он внес массу нововведений в школьную систему и существенно изменил положение гимназий, а точнее, попросту устранил этот статус из правового поля. В целом классификация учебных заведений в стране значительно упростилась, и формально все школы, гимназии и лицеи стали именоваться общеобразовательными организациями без разделения на виды. По замыслу законодателей, унификация средних учебных заведений призвана повысить качество обычных школ, «подтянуть» их до уровня элитных. Наша школа 166 получила статус гимназии в 1993 году.
