Методическая служба гимназии
Система методической работы гимназии включает в себя три управленческих уровня:
- Стратегический. На этом уровне (педагогический совет, научно-методический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция и образовательная программа, устанавливаются внешние связи.
- Тактический. На этом уровне (предметно-педагогические объединения, проектные, исследовательские микрогруппы) осуществляется индивидуальная работа с педагогами, совершенствуются все составляющие их профессиональной компетентности.
- Информационно-аналитический. На этом уровне (научно-методический совет, информационно-аналитический центр, социально-психологическая служба, аттестационная комиссия) отслеживаются качество и эффективность используемых форм методической работы, анализируются текущие и конечные результаты деятельности методической службы.
Формы методической работы гимназии:
Коллективные формы: семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, методические кабинеты и т. д.
Индивидуальные формы: стажировка, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т. д.
Структура методической службы гимназии
Общее руководство методической службой гимназии осуществляет руководитель гимназии.
Элементы |
Организационные особенности |
Функции |
Педагогический совет |
Высший орган коллективного руководства методической работой. |
Планирование, экспертиза, принятие решений |
Заместители директора |
Выступают в роли координаторов, обеспечивают взаимодействие структурных компонентов методической службы. |
Планирование, информационно-аналитическая деятельность, педагогическая диагностика, первичная экспертиза, выявление и распространение передового педагогического опыта, индивидуальное и групповое консультирование, адресная помощь педагогам. |
Методический совет |
Главное связующее звено всех подструктур, в состав которого входят директор, заместители директора, руководители методических объединений, методисты гимназии. |
Диагностическая (мониторинг педагогической деятельности, анализ, аттестация педагогических кадров), информационная (информационная поддержка педагогов, формирование банка данных), научно-исследовательская (координация научно-исследовательской деятельности, презентация инновационного профессионального опыта), организационная (подготовка к участию в конкурсах педагогического мастерства, распространение передового опыта, стимулирование труда педагогов), образовательная (внедрение и апробация современных технологий, экспертиза и утверждение программ). |
Методические объединения |
Организуется при наличии не менее трех учителей-предметников по одному учебному предмету / образовательной области / по направлениям педагогической деятельности или дополнительному образованию. |
Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования, организация повышения квалификации учителей, отбор содержания и составление образовательных программ по предмету, совершенствование методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения, утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных и выпускных классах, взаимопосещение уроков по определённой тематике, организация открытых уроков, выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов по предмету, ознакомление с методическими разработками по предмету, организация и проведение предметных недель, первого этапа предметных олимпиад, конкурсов. |
Творческая группа |
Создается на добровольной основе из числа педагогов, проявляющих интерес к той или иной проблеме, разрешение которой способствует улучшению качества образования и создает условия для саморазвития и самообразования педагога. |
Изучение литературы и передового опыта по определённой проблеме; анализ педагогического процесса в аспекте данной проблемы; проведение экспериментальной апробации проектов (моделей) как собственных, так и разработанных другими группами; разработка методических рекомендаций на основе результатов, полученных в группе; представление своих исследований для обсуждения педагогической общественности (на научно-практические конференции, педчтения и т. д.); публикация материалов в печати. |
Социально-психологическая служба сопровождения |
Это комплексная служба сопровождения ребёнка, предупреждающая сложные ситуации обучения, адаптации, общения. |
Обеспечение высокопрофессиональной консультативной, диагностической, коррекционной помощи детям, педагогам, родителям. Функции: сбор информации о проблеме, консультирование педагогов и родителей по запросам, диагностика учебно-воспитательного процесса. |