Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся является важным направлением сопровождения и поддержки детей и необходимым условием создания среды для благополучного и безопасного детства.
Оказание комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.
Законодательное регулирование оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, регламентируется в целом ряде статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ:
• В соответствии со статьей 34 Закона об образовании обучающимся предоставляются права на получение «условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции».
• В соответствии со статьей 42 Закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — Центр ППМС).
I. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
II. С целью своевременного выявления психологических и физических проблем, а также выработки стратегии, которая поможет минимизировать неудобства и организовать учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей создана Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) — это коллектив специалистов, которые проводят комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка, оценивают его всестороннее развитие.
Некоторые задачи комиссии:
• определение уровня подготовки ребёнка к школе;
• диагностика резервных возможностей ребёнка и выявление нарушений его развития;
• определение специальных условий для получения образования;
• подбор специальных условий и методов обучения и воспитания при диагностированных и хронических заболеваниях — соматических или психических;
• консультирование родителей, педагогов, учителей, воспитателей и других взрослых.
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Санкт-Петербурга (ЦПМПК) – смотреть дополнительную информацию.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия Центрального района Санкт-Петербурга (ТПМПК) – смотреть дополнительную информацию.
III. В соответствии со статьей 42 Закона об образовании учащимся гимназии с согласия родителей (законных представителей) может быть оказано психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ.
Оказывает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Центрального района Санкт-Петербурга «Развитие» (далее – ППМС центр «Развитие»).
Целью психолого-педагогического сопровождения является целостный и непрерывный процесс изучения личности ребёнка, ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в обществе на каждом возрастном этапе обучения и в разных ситуациях взаимодействия с окружающими.
В рамках данного сопровождения педагоги-психологи помогут Вам оценить уровень познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития Вашего ребенка на момент поступления в образовательную организацию, а также их динамику в процессе обучения в гимназии.
Психолого-педагогическая диагностика проводится в гимназии для понимания объективной ситуации во взаимодействии всех участников образовательных отношений. Это позволит обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ. Обеспечить соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям Вашего ребенка. Создать безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
Результаты диагностики будут направлены исключительно на оптимизацию работы участников образовательных отношений при реализации учебно-воспитательных задач гимназии.
Задача нашей гимназии обеспечить условия для гармоничного развития каждого ребенка, повышению качества воспитательно-образовательного процесса. Для нас важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно в нашем образовательном учреждении и получили всесторонние знания и навыки, которые потребуются им в дальнейшем.
Обращаем Ваше внимание на то, что администрация и педагогические работники гимназии открыты и готовы к конструктивному диалогу.
В гимназии ведут консультации педагоги-психологи ППМС-центра «Развитие»:
Психолого-педагогическое сопровождение - смотреть информацию
Педагог-психолог может ответить на следующие вопросы:
Как научится общаться, договариваться?
Как подготовиться и успешно сдать экзамен?
Как повысить школьную успеваемость?
и многие другие, а также проведёт диагностику по Вашему запросу.
IV. В соответствии со статьей 42 Закона об образовании в Гимназии учащимся оказывается логопедическая помощь учащимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ. Задачами логопедической помощи являются:
• организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений учащихся;
• организация проведения логопедических занятий с учащимися с выявленными нарушениями речи;
• организация пропедевтической логопедической работы с учащимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
• консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
Нормативные документы:
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.11.2024 № 763 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»